Алексей Фёдорович Лосев (р. 1893), русский философ и филолог.

В 1915 году окончил историко-филологический факультет Московского университета по двум отделениям — философии и классической филологии. Сблизился со многими религиозными философами. Был собеседником Николая Бердяева и учеником Павла Флоренского.
Резкий перелом в его жизни вызвало написание книги «Диалектика мифа» (1930), где он открыто отвергал марксизм и официальную философию — диалектический материализм. Он был подвергнут травле (против него выступил даже сталинский приближённый Л. М. Каганович), далее арестован и приговорён к 10 годам лишения свободы. Отбывал наказание на строительстве Беломорско-Балтийского канала, почти полностью потерял зрение, лишь частично восстановив с годами возможность видеть. Благодаря ходатайству сестры А. М. Горького Е. П. Пешковой в 1933 году он, как и его жена, приговорённая к 5 годам, были освобождены.
Философию ему преподавать не разрешалось. Профессор Нижегородского университета, Московской консерватории (1922). После многолетнего пребывания на Балтлаге с трудом получил разрешение на преподавание античной эстетики во 2-м МГУ, Государственной Академии художественных наук, Московском государственном педагогическом институте (1944); член Государственного института музыкальной науки (1922).
По конфиденциальным сведениям, поступившим в ЦК ВКП(б) из Краснопресненского райкома партии, Лосев однажды заявил на философском факультете, в присутствии коллег: «Да, я идеалист».
Ещё в 1929 году вместе с женой Валентиной Михайловной Лосевой тайно постригается в монахи от Афонских старцев. Супруги Лосевы принимают монашеские имена Андроник и Афанасия. Лосев становится сторонником (вслед за Флоренским) так называемого имяславия: «Бог не есть имя, но Имя — Бог». Под видом изучения античной эстетики, слова и символа всячески проповедует философию Имени, как изначальной сущности мира.
После возвращения из ссылки вынужден маскировать свои мысли под диалектику марксизма, неуклюже снабжая философско-богословские изыскания цитатами из Маркса и Ленина.
Светлов рассказал о том, как профессор Лосев, недавно уволенный из университета, назвал работу Сталина «О диалектическом и историческом материализме» наивной, а потом объяснял, будто имел в виду её гениальную, почти античную простоту, и ещё много чего.
В 1960-х годах выходит первый том «Истории античной эстетики», взорвавший традиционные представления об античности. Лосев сделал для античности то, что Лихачёв сделал для древнерусской культуры. Перед студентами и учёным миром всплыла затонувшая Атлантида античной цивилизации. Год за годом и том за томом выходили новые книги по античной эстетике, открывая тонкости античного идеализма от Сократа, Платона и Аристотеля до мистической апофатики Плотина и неоплатоников.
В сущности, это было богословие и прежде всего богословие. Несмотря на чрезвычайную осторожность, Лосев постепенно обрастает кругом учеников и последователей среди молодых учёных. В его философских чаепитиях принимают участие С. С. Аверинцев, В. П. Троицкий, В. В. Бибихин, К. А. Кедров, С. Б. Джимбинов и другие известные филологи.
Выходит популярная книга «Владимир Соловьёв». Тираж книги сначала был полностью арестован, но потом под давлением общественности всё же распродан в дальних уголках страны. Власти вели двойную игру, одновременно запрещая работы и награждая всемирно известного учёного.
В 1980-х годах тяжело больной Лосев, уже не маскируясь, открыто говорил ученикам и последователям о своей вере, проповедуя имяславие.
Автор переводов Аристотеля, Плотина, Секста Эмпирика, Прокла и Николая Кузанского. Был редактором сочинений Платона (ТТ. 1—3, 1968—1972).

Википедия.