Анна Остроумова-Лебедева (1871-1955), художница (пейзажи Петербурга).

А́нна Петро́вна Остроу́мова-Ле́бедева (5 (17) мая 1871, Петербург — 5 мая 1955, Ленинград) — российский гравёр и живописец, акварелист, мастер пейзажа.

Основные даты

Родилась в семье высокопоставленного чиновника П. И. Остроумова.

1889—1892 — посещала Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица (1889—1892), где её главным преподавателем был В. В. Матэ.

1892—1900 — училась в Петербургской Академии Художеств у В. В. Матэ и И. Е. Репина, К. А. Савицкого, П. П. Чистякова, которую закончила со званием художника, представив 14 гравюр.

1898—1899 — работала в Париже в мастерской Джеймса Уистлера. С 1899 активно участвовала в деятельности художественного объединения «Мир искусства» и «Четыре искусства» (с 1924).
В 1901 году создала иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». 1905 — вышла замуж за учёного-химика С. В. Лебедева, впервые синтезировавшего в промышленом масштабе каучук.

1918—1922 — преподавала в Высшем институте фотографии и фототехники

1934—1935 — преподавала в Академии художеств.

Во время Великой Отечественной войны работала в блокадном Ленинграде, создав ряд пронзительных графических образов города.

1946 — народный художник РСФСР.

1949 — действительный член АХ СССР.

В рейтинге граверов России первой половины XX века является не только «звездой первой величины», но и возродившей это искусство в России. Анна Петровна также положила начало возрождению русской оригинальной (в том числе цветной) ксилографии, работала и в технике литографии, и в акварели.

Изображала в основном виды Петербурга и его окрестностей. Одна из немногих художников, органично создававших пейзажи, включающие в композицию архитектурные строения.

Успешна была и её деятельность как портретиста — в Русском музее находится портрет Максимилиана Волошина, сработанный Анной Петровной.

Награждена орденом Трудового Красного Знамени.

Жила всегда в Санкт-Петербурге - Петрограде - Ленинграде:

* Лето 1905 - 04.1906 года - 13-я линия, 20, кв. 57;
* 12.1906 - 1913 - доходный дом - Александровский проспект, 21, кв. 19;
* 1913 - 1917 - 3-я линия, 46, кв. 21;
* 1917 - 1924 - Нижегородская улица, 6;
* 1924 - 1955 - Нижегородская улица, 10, кв. 4. Эта квартира включена в список памятников истории России, охраняемых государством.

Похоронена в Некрополе мастеров искусств.

Из воспоминаний современников

* А. Н. Бенуа: «… в гравюрах она владеет крепостью штриха, которая ей позволяет доводить до крайней степени убедительного лаконизма передачу своих впечатлений; в гравюрах она, как никто, умеет, пользуясь минимумом цветовой шкалы, передать в красках желаемое настроение. В акварелях она радует глаз свободой мазка, и опять-таки эти её вещи блещут чарующими переливами и созвучием красок, необычайно остро подмеченных на натуре».

Выставки

Дебютировала со своими гравюрами на выставке «Мира искусства» (в 1900(?).

Получила вторую премию за гравюры на конкурсе Общества поощрения художеств.

Иллюстрации и книжная графика

Иллюстрировала книги:

* Курбатов В. Я. Петербург, 1912
* Анциферов Н. П. Душа Петербурга, 1920 (переиздана в 1990 в том же художественном оформлении).

Галерея

* «Петербург», 1908—10, альбом ксилографий
* «Павловск», 1922—23;
* «Петербург», 1922 альбом литографий
* «Марсово поле», 1922 (акварель) Третьяковская галерея
* «Инженерный замок в инее», 1929, Русский музей
* «Александровский дворец в Детском Селе»
* «Петербург. Нева сквозь колоны Биржи»
* «Петербург. Новая Голландия»
* «Светильники и сфинкс»
* «Портрет артиста И. В. Ершова», 1923;
* «Портрет Андрея Белого», 1924;
* «Портрет художницы Е. С. Кругликовой», 1925

Сочинения

* Автобиографическмитмитмитие записки, т. 1—3, Л. — М., 1935—51 (переизданы в 1974)
Википедия