Владимир II Всеволодович Мономах, великий князь киевский в 1113—1125, государственный деятель, военачальник, писатель.

Начало деятельности
Сын князя Всеволода Ярославича (прозван Мономахом по имени матери — дочери византийского императора Константина IX Мономаха). В юности был князем Ростова (1066—1073), в 1073—1078 правил в Смоленске. В 1073 заключил в Сутейске мир с Польшей. В 1078 его отец стал киевским князем, а Владимир Мономах получил Чернигов.
В 1093 году после смерти отца, Великого князя Всеволода, имел возможность занять киевский престол, но, не желая новой усобицы, добровольно уступил это право двоюродному брату Святополку, сказав: «Его отец был старше моего и раньше моего княжил в Киеве». Сам же сел на Черниговский престол.
Организатор антиполовецкого союза при Святополке
С 1093 вёл войну с вступившими в союз половцами и Олегом Святославичем, которому вынужден был уступить Чернигов (1094) и обосноваться в Переяславском княжестве, подвергавшемся постоянным набегам половцев. Поэтому Владимир Мономах был более всех заинтересован в прекращении княжеских междоусобиц и сплочении сил Руси для отпора половцам. Эту мысль Владимир Мономах настойчиво высказывал на княжеских съездах (Любечский съезд (1097), 1100, 1103). В 1095 заключил мир с половецкими ханами Итларом и Китаном и вероломно их убил с помощью Ратибора и его сыновей, а также при помощи киевского боярина Словята. После Долобского съезда (1103) Владимир Мономах стал вдохновителем и непосредственным руководителем военных походов против половцев (1103, 1107, 1111). Он начал прибегать к помощи народного ополчения. Половцы потерпели ряд поражений и надолго оставили русские земли.
Великое княжение
После смерти (1113) киевского князя Святополка Изяславича в Киеве вспыхнуло народное восстание; верхи киевского общества призвали на княжение Владимира Мономаха. Став киевским князем, он подавил восстание, но в то же время вынужден был законодательным путём несколько смягчить положение низов. Так возник «Устав Владимира Мономаха» или «Устав о резах», который вошел в состав пространной редакции «Русской Правды». Этот устав упорядочил прибыли ростовщиков и определял условия закабаления, не покушаясь на основы феодальных отношений, стремился хотя бы декларативно облегчить положение должников и закупов.
Писатель
Сочинения Владимира Мономаха дошли до нас в единственном списке в составе Лаврентьевской летописи. Они являются ярким памятником древнерусской литературы, написанным талантливо и с литературным блеском. Под общим названием «Поучение» летописец объединил три литературных произведения: собственно «Поучение» (в котором выделяется подробный рассказ Владимира детям о своей жизни — «пути и ловы», то есть военные походы и охоты), «Письмо Олегу Святославичу», написанное около 1093, и заключительную «Молитву». В «Поучении» изложено идеальное представление о князе-христианине, заповедано трудолюбие, мир, щедрость. «Поучение» — сложный памятник, складывавшийся в несколько этапов; работу над ним автор, по-видимому, начал в 1101 году во время поездки в Ростов (се ныне идоу Ростовоу), после тревожной встречи с послами и размышлений о своей жизни, а в окончательную форму облёк после 1117 г. (года упоминаемого в нём похода на Ярослава Святополчича). Среди литературных источников «Поучения» — библейские тексты, богослужебный корпус, апокрифы, прочая византийская литература (в том числе, по-видимому, тогда ещё не переведённая).
Характеристика
Княжение Владимира Мономаха было периодом последнего усиления Киевской Руси. Владимир Мономах и его ближайшие родственники управляли 3/4 территории Древнерусского государства; княжеские междоусобицы временно прекратились. Стабильность в государстве держалась на авторитете Мономаха, наличии общего врага (половцев) и концентрации всей полноты власти в руках великого князя.
В 1116—1117 годах по поручению Владимира Мономаха создана была 2 редакция «Повести временных лет» Сильвестром, монахом киевского Михайловского Выдубицкого монастыря. Именно эта редакция летописи дошла до наших дней.

Википедия