В России, а также некоторых зарубежных странах, в третий раз прошла акция «Георгиевская ленточка», посвящённая памяти о Великой Отечественной войне.

«Георгиевская ленточка» — некоммерческая и неполитическая акция, посвящённая празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне, проходящая в России с 2005 года. С 2006 года акция проводится ежегодно с 24 апреля по 12 мая.
За время акции в 2006 году были распространены почти пять миллионов ленточек по всему миру, а в 2007 году — более 10 миллионов, а за три года существования акции было распространено более 20 миллионов ленточек по всему миру.
Ленточка, распространяемая в рамках акции (реплика традиционного биколора Георгиевской ленты) — символическая, она не является наградой или геральдическим символом. «Георгиевская ленточка» распространяется бесплатно. Не допускается использование «Георгиевской ленточки» в политических целях любыми партиями или движениями. Акция проходит под лозунгами «Я помню, я горжусь!» и «Повяжи, если помнишь!».
В канун празднования дня Победы и дни проведения акции каждый участник надевал себе на лацкан одежды, руку, сумку или антенну автомобиля «Георгиевскую ленточку» в знак памяти о героическом прошлом, выражая уважение к ветеранам, отдавая дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим всё для фронта в годы Второй мировой войны. Акцию «Георгиевская ленточка» благословил Патриарх Всея Руси Алексей II.
Акцию придумала к 60-летию Победы руководитель проекта «Наша Победа. День за днем» Наталья Лосева, директор интернет-проектов агентства «РИА Новости». Организаторами акции являются «РИА Новости» и РООСПМ «Студенческая община». Регламент использования георгиевских ленточек определяется «Кодексом „Георгиевской ленточки“», состоящим из 10 пунктов. Акция финансируется государством, органами местного самоуправления, а также коммерческими и иными организациями.
В 2007 году себестоимость ленточки составляла, по одним источникам, 2 рубля, по другим — 3 рубля. В петербургских военторгах в 2007 году они стоили по 5 рублей за штуку. В 2008 году Смольный выделил примерно по 4 рубля 90 копеек за штуку. В Коми стоимость одной ленты с доставкой 3,5 рубля.
История
2005
В 2005 году было распространено 800 тыс. ленточек; спонсорами акции выступили «Седьмой континент», «Лукойл» и др. На ленточках был размещён адрес официального сайта акции www.9may.ru
В мае 2005 года радиостанция «Серебряный дождь» обвинила РИА «Новости» в плагиате, заявив, что является истинным автором акций с ленточками.
2006
В 2006 году было распространено 1,2 млн ленточек; партнёрами акции стали автозаправочные сети BP и МТК, Сбербанк России, холдинг «Интеррос», залы игровых автоматов «Супер-Слотс».
Сарапульский ликёроводочный комбинат в ходе акции 2006 года закупил 100 тыс. ленточек и украсил ими горлышки выпускаемых им водочных бутылок.
2007
В 2007 году году акция впервые проводилась на Украине (при поддержке Харьковского гуманитарного университета «Народная украинская академия» и компании «Евросеть»), в Словакии и Чехии (организатором выступил интернет-портал Slovnik.org).
В интернете проводился флешмоб. Пользователям некоторых сайтов предлагалось использовать Георгиевскую ленточку в качестве аватара или картинки в подпись.
2008
В 2008 году в ходе подготовки к акции «Георгиевская ленточка — 2008» более 2 миллионов „георгиевских ленточек“ заказали региональные и местные администрации, ветеранские организации „афганцев“ и предприятия. Только в Москве планируется раздать до 4-х миллионов ленточек. Радиостанция «Голос России» заявила об открытии в рамках акции «Георгиевская ленточка — 2008» «горячей линии», позвонив на которую можно «рассказать о Великой Отечественной войне, о воевавших родственниках, вспомнить погибших, поздравить ветеранов». В интернете многим пользователям предлагается поставить ленточку в качестве аватара или использовать как баннер, а также поместить рядом с логотипом своего сайта.
Как утверждает радио «Русская служба новостей», в 2008 году Эстония запретила георгиевские ленточки.
Мнения
В акции «Георгиевская ленточка» принимают участие жители многих стран мира (в том числе, по словам организаторов, Франции, США, Китая, Великобритании и др.). «Георгиевская ленточка» стала традицией и неотъемлемой частью празднования Дня Победы. Акция может восприниматься как новая российская национальная идея. Многие дети плохо информированы, что такое День победы, и для 15-20 летних Георгиевская ленточка — ещё одно напоминание, какой ценой для них завоёвана победа.
Ленты стали символом общенародного уважения к воинам-победителям, Великой Победы, Великого Подвига, знаком примирения и объединения поколений.
Опрос населения
В 2007 году Фонд «Общественное мнение» провёл опрос «Георгиевские ленточки».
Согласно проведённому опросу, «Георгиевские ленточки» вызывают у россиян, в основном, позитивные эмоции. Об этом факте прежде всего свидетельствуют результаты опроса, которые респонденты дали на открытый вопрос «Какие мысли, чувства возникают у Вас, когда Вы видите людей, машины с „георгиевскими ленточками“»? Новая символика пробуждает у людей, по их мнению, чувство гордости — за страну; за народ-победитель; за своё прошлое (16 %), вызывает чувство национальной общности, сопричастности к тем событиям и людям (2 %).
Для многих жителей России «георгиевская ленточка» стала символом памяти о тех событиях и их героях (12 %), благодарности к погибшим (9 %). Для некоторых опрошенных «георгиевские ленточки», являются траурными, ассоциирующимися со скорбью о павших(2 %).
У некоторых респондентов яркие ленточки вызывали весёлые, праздничные эмоции (14 %). Многие заявили о том, что им понравилась новая традиция, что при виде «георгиевских ленточек» у них были возвышенные, тёплые и позитивные эмоции и мысли (9 %); как сказал один из опрошенных: «…всё это хорошо, классно придумали…»
Однако у некоторых граждан «георгиевская ленточка» вызывала недоумение и даже раздражение, они восприняли их как браваду, «дань своеобразной моде», некую новую пропаганду (4 %). Негативные чувства просматривались и во мнениях тех 5 % опрошенных, которые сказали, что при виде «георгиевских ленточек» не испытывали никаких чувств, эмоций и ассоциаций: «…абсолютно никаких чувств не возникло, нравится — пусть цепляют…».
В общем, три четверти опрошенных граждан (73 %) положительно относятся к тому, что люди накануне Дня Победы цепляют к одежде, либо к машине эти ленточки, 16 % — безразлично и 2 % — отрицательно (6 % затруднились оценить своё отношение к этой акции).
Примерно пятая часть респондентов (18 %) выразили поддержку новой акции личным примером, привязав «георгиевскую ленточку» к своей одежде или машине (в том числе в Москве — 37 %, в других городах России — 17-19 %, в деревнях — 12 %). Отвечая на открытый вопрос, для чего они это сделали, опрошенные заявили: что прикрепили ленточку в знак памяти о войне и уважения к ветеранам (6 %), 3 % объяснили это патриотическими настроениями, столько же — чтобы увеличить атмосферу праздника. Для некоторых граждан было важно чувство единства с народом (2 %). Другие просто последовали примеру друзей, знакомых (1 %). Для ряда людей это символ имеет личные значения: «в память о дедушке»; «в память об отце и муже, которые погибли» и т. д.
Значительно число, кто желал бы, прикрепить её к машине, или к одежде — 42 % (жители сёл в этом вопросе не сильно отличаются от остальных жителей — на селе так ответили 37 % опрошенных).
Не желали бы участвовать в этой акции 17 % опрошенных людей. Кого-то эта идея просто «не задела»; судя по ответам на соответствующий открытый вопрос, они не видят в ней смысла (5 %). Другие считают, что такую ленточку не нужно носить просто так, — «её надо заслужить», «это должны носить ветераны» (2 %). Некоторое число опрошенных восприняло чёрно-оранжевые ленточки как показуху (2 %).
Почти четверть опрошенных граждан (23 %) затруднились дать ответ, хотелось бы им прикрепить «георгиевскую ленточку» на свою одежду или машину.
В ответ на то, как «георгиевские ленточки» воспринимают ветераны войны, 73 % россиян предположили, что они относятся к этому хорошо. Лишь очень немногие считают, что такое проявление солидарности вызывает у ветеранов отрицательные чувства (2 %) или оставляет их безразличными (5 %). Не дал оценку каждый пятый опрошенный (19 %).
Критика акции
Высказываются мнения, что в последнее время акция организуется «сверху» и превращена в пропутинский флэшмоб прокремлёвских движений и партий, в связи чем бойкотируется рядом людей.
Достаточно часто в регионах России организатором акции на местном уровне являются политические молодёжные движения «Молодая гвардия» и «Наши», а также Единая Россия при том, что ленточку запрещено использовать в политических целях по Кодексу акции.
Руководитель поискового объединения «Сыны России» В. М. Ликунов считает, что ленточка используется как «дешёвый пиар». Российский поэт и публицист Л. C. Рубинштейн видит в ленточках «попытку бюрократизации человеческой памяти», сходясь во мнении с журналистом радиостанции «Эхо Москвы» Е. Киселёвым: ленточки «к настоящей памяти о войне […] никакого отношения не имеют, они просто пропитаны фальшью».
По словам другого сотрудника радиостанции «Эхо Москвы», журналиста А. Плющева, сначала он одобрял эту акцию, затем его мнение изменилось: «Это была замечательная инициатива „снизу“, но как у нас часто бывает всё, что попало в административные руки или клещи, превратилось в попсу. И административную машину не остановить. Акция стала скучной, лезущей изо всех дыр, надоедливой и пошлой…» Акцию против Георгиевской ленточки Плющев считает не менее идиотичной. «Акция „Георгиевская ленточка“ из прекрасной инициативы снизу […] окончательно превратилась в обычную бездарную советскую показуху.» Для агитации ношения ленточки даже используют спам.
У журналиста интернет-издания «Ежедневный журнал» Антона Мухина имеет место негативное отношение не к ленточке как таковой, а к тому, от кого проистекает идея этих ленточек (то есть российской власти), так как «сейчас они уже стали частью государственного пиара с пафосной информационной поддержкой в теленовостях и организационно-финансовой со стороны региональных администраций».
Как всегда у нас бывает хорошую идею превратили почти в официоз, — считает Антон Орехъ — Чиновники теперь и ленточки надели, чтобы попозировать перед камерами. 3 года назад инициатива пошла от народа и порыв был искренним, а сейчас — нет.
Армен Гаспарян считает что деньги, потраченные на изготовление свыше 30 миллионов ленточек, могли бы пойти ветеранам, которые и добыли ту Победу.
Критика использования ленточки
Акция вызвала широкое распространение данного символа и его неоднозначные использования, некоторые из которых критикуются.
По информации радиостанции «Эхо Москвы» ленточка используется как дополнение к этикетке на бутылках водки. Её вешают на грузинский коньяк, на ценники, на собак, на старые немецкие машины. Оформляют в её цветах витрины стриптиз-клуба и туалетные кабинки.
Компания СУП сообщает, что «Сторонники акции крепят ленточки не только к одежде, но и к аватарам на форумах и размещают на рабочих столах компьютеров. В Livejournal можно встретить как сторонников, так и противников акции». Противники акции отказываются участвовать в «кремлевских флешмобах», а также видят неуважение к ветеранам в использовании неслужившими людьми орденского символа. Рядовые блоггеры вывели общий комментарий по этому вопросу: «Дайте деньги, потраченные на никчемные акции, ветеранам и пенсионерам — они им нужнее, чем ленточки на обвисших грудях бухих по случаю праздника старшеклассниц».
Интересные факты
• По мнению главного автоинспектора Виктора Кирьянова, водители машин с георгиевскими ленточками более дисциплинированны на дороге и почти не попадают в аварии.
• В частности, в бюджете Санкт-Петербурга расходы на подготовку и проведение Всероссийской акции «Георгиевская ленточка» по Санкт-Петербургу составили:
o в 2008 году — 8 145 100 рублей
o в 2009 года — 8 510 200 рублей (планируется)
o в 2010 году — 8 800 000 рублей (планируется)
• 18 января (по другим данным — 19 января) 2009 года в Санкт-Петербурге стартовала акция «Ленточка Ленинградской Победы», приуроченная к 65-й годовщине окончательного снятия блокады Ленинграда. Данная ленточка повторяет ленту медали «За оборону Ленинграда». По задумке Правительства Санкт-Петербурга ленточку будут раздавать 26 и 27 января 2009 года на улицах города.

Википедия