Спуск на воду «Аквитании», единственного лайнера, участвовавшего в обеих войнах.

«Аквитания», RMS Aquitania — британский пассажирский лайнер, принадлежавший компании «Кунард Лайн» (Cunard Steamship Line Shipping Company). Проект лайнера был создан на основе проекта «Мавритании», но «Аквитания» была больше, медленнее и роскошнее. Она считалась одним из самых красивых четырёхтрубных пассажирских лайнеров. «Аквитания» — это единственный пассажирский лайнер принявший участие в обеих Мировых войнах, она служила в качестве госпитального судна и войскового транспорта.
История службы
30 мая 1914 года «Аквитания» под командованием капитана Уильяма Тёрнера отправилась из Ливерпуля в свой первый трансатлантический рейс. Торжественное отплытие было омрачено тяжелой вестью из Канады, где 29 мая погибла при столкновении с норвежским судном RMS Empress of Ireland - другой лайнер компании. 5 июня «Аквитания» прибыла в Нью-Йорк. Элегантный четырёхтрубный лайнер хотя и был несколько тихоходнее своих предшественниц - «Лузитании» и «Мавритании», но пассажиры «Аквитании» были в меньшей степени подвержены качке. «Аквитания» была весьма популярна и в июне-июле 1914 года она совершила два рейса между Ливерпулем и Нью-Йорком.
Первая мировая война
2 августа 1914 года Адмиралтейство реквизирует «Аквитанию». Её отправляют в док компании Cunard line в Ливерпуле для установки 10 пушек калибра 6"/45 и перекраски в камуфляжную окраску. К 7 августа переделка во вспомогательный крейсер завершена. «Аквитания» в период первой мировой войны работала как госпиталь и военный транспорт.
Служба в период между войнами
После войны на океанских трассах сложилась следующая ситуация:господствующее положение занимала так называемая "большая шестерка" "Аквитания","Мавритания" и "Беренгария" компании "Кюнард лайн" и "Олимпик","Гомерик" и "Маджестик" компании "Уайт стар лайн". К этому времени "Аквитанию" в числе других судов перевели с угля на жидкое топливо,что позволило сократить машинную команду с 466 до 175 человек,а время бункеровки в порту сократилось до 24 часов,вместо нескольких суток.Таким образом,в составе "большой шестерки" Аквитания совершала регулярные трансатлантические рейсы из Саутгемптона в Нью-йорк вплоть до начала второй мировой войны.
Вторая мировая война
В конце 30х годов "Аквитания" считалась уже очень устаревшим судном и руководство компании держало ее на Атлантике только до завершения постройки "Куин Элизабет".23 августа 1938г. Аквитания вышла в свой последний мирный рейс.На борту было рекордное число пассажиров-1412 человек.Компания распродала даже часть кают обслуживающего персонала.Застрявшие в Европе американцы,спасаясь от "коричневой чумы" спешили перебраться на другую сторону Атлантики.Аквитания благополучно пересекла океан и почти не задерживаясь вышла в обратный рейс,в Европу,имея на борту 1109 пассажиров.Это были преимущественно те,кто рассчитывал попасть в Европу на французском новейшем огромном трансатлантике"Нормандия",которая по случаю войны была задержана американцами в порту Нью-йорка. А так как американцы решили не делать Гитлеру столь роскошного подарка,пассажиров попросили перебраться на аквитанию. После прихода в Англию,Аквитанию перекрасили в серый цвет и она была переоборудована в военный транспорт.За годы войны Аквитания перевезла 340 000 военнослужащих и прошла пол-миллиона миль,что равносильно двадцати кругосветным путешествиям.Среди военных транспортов,Аквитания занимала по пассажировместимости третье место после "Куин Мэри" и "Куин Элизабет".Главным образом она перебрасывала войска США в Европу.А после окончания войны доставляла на родину американских солдат и офицеров.Аквитания-единственный в мире лайнер-участник двух мировых войн.
Послевоенная карьера
В марте 1948 года прославленный лайнер,наконец,вернулся к своим хозяевам.Он имел жалкий вид,но судов не хватало и еще полтора года ему пришлось работать на трансатлантической линии "Саутгемптон-Галифакс". В феврале 1950 года,на 36 году службы,Аквитания была продана на слом. За свою службу она прошла более 3 млн. миль и перевезла 1200000 пассажиров. До выхода на трансатлантические линии в тридцатых годах британских лайнеров-гигантов "королев"-Куин Мэри" и "Куин Элизабет",а также французской "Нормандии",Аквитания считалась самым красивым лайнером в мире.Кроме того,она являлась последним четырехтрубным пароходом.

Википедия