Лео Таксиль (Léo Taxil) (ум. 1907), французский журналист-атеист.

Лео Таксиль (фр. Léo Taxil, настоящее имя — Габриэль Антуан Пажес) (1854—1907) — французский писатель и журналист, известный противник католицизма и клерикализма, автор неоднократно издававшихся в СССР антирелигиозных пародий. На Западе Таксиль известен прежде всего продолжавшимся 12 лет масштабным «антимасонским» розыгрышем, жертвами которого стали Папа Римский и многие французские священники.
Биография
Родился в Марселе в семье небогатого служащего. С пятилетнего возраста Габриэль Пажес воспитывался в иезуитском монастыре.
Мистификация разоблачения масонства
В 1885 году Лео Таксиль заявил о своём переходе в католицизм, был принят в лоно католической церкви и отрёкся от своих прежних работ, которые он писал для Антиклерикального союза. Это послужило причиной его исключения из союза три месяца спустя. В 1890х он написал ряд произведений, в которых разоблачается масонство, описываются тайные связи масонов с Сатаной, скрытое процветании сатанизма среди последователей тамплиеров. Самым крупным трудом Таксиля в этот период стала написанная в соавторстве с Карлом Хаксом книга «Дьявол в XIX веке», в которой описывались откровения мисс Дианы Вогман, раскаявшейся верховной жрицы масонского тайного общества «Палладиум», члены которого предавались сатанинским ритуалам и вынашивали планы о мировом владычестве. Книга была написана под псевдонимом «доктор Батейль», и имела большой успех. Также им была опубликована книга «Антихрист, или Происхождение Франкмасонства». Эти книги были переведены на многие языки.
В 1896 году он стал одним из организаторов антимасонского церковного конгресса в Тренто. Некоторые делегаты этого конгресса выразили сомнение в существовании Дианы Воган и достоверности её книги. В ответ на это, Таксиль пообещал представить мисс Воган общественности на заседании в Большом зале Географического общества в Париже 19 апреля 1897 года. В своей речи на этом собрании он заявил, что на протяжении последних двенадцати лет разыгрывал католическую церковь при помощи двух своих друзей, доктора Карла Хакса и профессиональной машинистки Дианы Воган, сыгравшей роль раскаявшейся палладистки. Впоследствии, эту речь целиком перепечатали ведущие французские газеты. Несмотря на собственное «разоблачение», многие отказывались верить признаниям Таксиля, и элементы созданной им теории заговора масонов-палладистов используются сторонниками подобных теорий по сей день.
Антирелигиозные пародии
В 1879 году в Париже вышла его книга «Скуфь и скуфейники», которая должна была показать читателям отрицательные стороны папства. В русском издании книга называется «Священный вертеп». Это своеобразная история папства почти за девятнадцать столетий. Целью Таксиля было показать мрачную картину:
ложь, предательство, убийство, стяжательство, разврат — вот основные деяния тех, кто провозглашал себя наместниками Бога на земле, проповедовал терпение, кротость и смирение.

Также среди произведений Лео Таксиля «Забавная Библия», где Таксиль высмеивает текст Ветхого Завета, и «Забавное Евангелие, или Жизнь Иисуса», где предметом пародии выступает Новый Завет.
Книги Таксиля неоднократно переводились в СССР и других социалистических странах в период господства государственного атеизма. Характерный комментарий к советскому изданию «Забавного Евангелия»:
В яркой, остроумной форме автор раскрывает многочисленные противоречия Нового завета, мифичность евангельских легенд о «жизни и деяниях» христианского мессии. У читателя не остаётся сомнений в том, что евангелие не содержит ничего божественного, а представляет собой сборник древних легенд, написанных разными людьми и в разное время.
Культурное наследие
М. А. Орлов в книге «История сношений человека с дьяволом» (1904) вполне серьёзно рассказывает о псевдомасонских обрядах, взятых из работы «доктора Батайля» «Дьявол в XIX веке» в заключительном, четвертом раздел книги, названном «Демонизм в последние столетия». Из этого раздела Михаил Булгаков сделал выписки о демоне Бегемоте для своего романа «Мастер и Маргарита». У Таксиля Булгаков также почерпнул идею соединения Мастера с демонопоклонничеством и пародирования самого масонского обряда, который у автора наполняется также философским содержанием (в сцене Великого бала у Сатаны).

Википедия