Николай Онуфриевич Лосский (1870-1965), русский религиозный философ

Никола́й Ону́фриевич Ло́сский (6 декабря, 1870, Креславка, Российская империя — 24 января, 1965, Париж) — выдающийся представитель русской религиозной философии, один из основателей направления интуитивизма в философии.
Биография

Родился 24 ноября (6 декабря) 1870 в местечке Витебской губернии (ныне г. Краслава в Латвии). Окончил естественный и историко-филологический факультеты Санкт-Петербургского университета. С 1916 года профессор этого университета. В 1922 г. был выслан из России советским правительством. С 1922 по 1942 г. жил в Праге. С 1942 по 1945 г. был профессором философии в Братиславе, в Чехословакии. С 1947 г. после переезда в США преподавал в Свято-Владимирской духовной академии в Нью-Йорке в звании профессора. Умер Лосский в Париже 24 января 1965.
Философия

* Интуитивизм Лосского является теорией, разрабатывающей философские проблемы связанные с христианским истолкованием мира. Начиная с гносеологических аспектов, Лосский занимается и другими основными разделами философии.
* Гносеология Лосского строится на основе положения о том, что познанный объект, даже являясь частью внешнего мира, включается сознанием познающего субъекта непосредственно в личность, и поэтому существование объекта не ставится в связь с актом познания. Такое учение получило в истории философии название интуитивизма. Лосский выделяет три вида интуиции — чувственную, интеллектуальную и мистическую. Чтобы объяснить возможность такого интуитивного познания Лосский рассматривает и разрабатывает многие положения онтологии.
* Онтология В онтологии Лосского одним из главных является положение о том, что мир является неким органическим целым. Интуиция, как непосредственное созерцание других сущностей является в этом мире возможной, так как и человек есть сверхвременное и сверхпространственное бытие, тесно связанное с целым миром.
* Аксиология
* Этика
* Эстетика


* Н. О. Лосский придерживался теории перевоплощения души. Так в работе «Учение о перевоплощении» он писал:

« Теория предсуществования души и перевоплощения, развитая Лейбницем и усвоенная мною … никогда не подвергалась осуждению Церкви. … На церковных молитвах, напр. на содержании панихиды, учение о перевоплощении никак не должно отразиться. В панихиде всё внимание сосредоточено на конечной цели жизни человека, на вступлении его в Царство Божие, где нет «ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная». Но в индивидуальной молитве об усопших сторонник учения о перевоплощении может, конечно, обращаться к Богу с просьбой о благословении умершего на новых путях его жизни, о ниспослании ему даров Духа Святого и т. п…»

Главные труды

Сочинения

* «Обоснование интуитивизма» (1906),
* «Мир как органическое целое» (1917),
* «Основные вопросы гносеологии» (1919),
* «Свобода воли» (1927),
* «Ценность и существование» (1931, 1935, в современном российском издании «Ценность и Бытие»),
* «Бог и царствие Божие как основа ценностей» (1931),
* «Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция» (1938);
* «Интеллектуальная интуиция и идеальное бытие, творческая активность»,
* «Эволюция и идеальное бытие»,
* «Мистическая интуиция»,
* «Бог и всемирное зло» (1941);
* «Условия абсолютного добра» (1944),
* «Достоевский и его христианское мировоззрение» (1945),
* «Мир как осуществление красоты».
* «Учение о перевоплощении».

Переводы

К числу важнейших творческих свершений Лосского относится выполненный им русский перевод «Критики чистого разума» Канта (третий по счету). Изданный впервые в 1907 г., он стал основой всех последующих русских изданий этого сочинения немецкого философа.