# Юлий Исаевич Айхенвальд, русский литературный критик (ум. 1928). # 1886 — Генри Кинг (Henry King) (1872-1982), американский режиссёр

Ю́лий Иса́евич Айхенва́льд (12 (24) января 1872, г. Балта Подольской губернии — 17 декабря 1928, Берлин) — русско-еврейский литературный критик, пользовавшийся большой популярностью и влиянием в 1905—1917.Портрет Айхенвальд Ю.И. в "Российской Портретной Галерее".
Ранние годы

Айхенвальд окончил Новороссийский университет, написал диссертацию о Локке и Лейбнице, в которой выступил с позиций идеализма; переехав в Москву стал секретарём философского общества и сотрудником идеалистического журнала «Вопросы философии и психологии», одно время — помощником редактора «Русской мысли» при В. А. Гольцеве, опубликовал ряд философских работ, перевёл некоторые сочинения Шопенгауэра.
Литературно-критическая деятельность
Известность Айхенвальд приобрёл, когда от философии перешёл к литературной критике и стал печатать критические фельетоны в «Русских ведомостях», «Речи», «Русской мысли» и других кадетских изданиях. Эти статьи были собраны в ряде сборников под общим названием «Силуэты русских писателей», «Этюды о западных писателях» и т. п.

Айхенвальд — критик-импрессионист. Он отвергает какую бы то ни было закономерность литературных явлений, возможность построения историко-литературной науки и называет литературу «беззаконной кометой в кругу расчисленных светил». Среда, социальные условия, не имеют никакого влияния на то, что представляется Айхенвальду самым существенным в художественном произведении — на творческую индивидуальность. Художник «продолжает дело бога, воплощает его первоосновную мысль. Творение ещё не кончилось, и поэт, священник искусства, облечён великой миссией вести его дальше, развивать предварительные наброски и планы божества, контуры природы. Наместник бога на земле, так сплетает он своё творчество с творчеством вселенной».

Избрав исходной точкой зрения мистико-религиозное представление о художнике, Айхенвальд совершенно отвергает всякую связь писателя с исторической обстановкой, с социальной борьбой:

«Естественно рассматривать сущность писателя вне исторического пространства и времени».

Отвергает Айхенвальд и психологическое изучение литературы, хотя и утверждает, что «от психологии должна ожидать себе откровений история литературы», как будто уступая научным требованиям, но он затем указывает, что личность писателя иррациональна, что «всякие старания объяснить писателя безнадёжны» и т. д.

Не интересуют Айхенвальда и литературные направления и школы. Писатель одинок, ни на кого не похож, неповторим. «Нет направлений: есть писатели. Нет общества: есть личности». Стремясь подтвердить свои представления об изолированности личность писателя от всего мира Айхенвальд утверждает: «писатель — дух, его бытие идеально и неосязаемо; писатель — явление спиритуалистического, даже астрального порядка, …начало движущееся и движущее…» и т. д.

По мнению современников у Айхенвальда нередко встречаются меткие характеристики и эстетические оценки художественных произведений. Октябрьская революция с её воинствующим материализмом, с её отрицанием эстетического созерцания, отрыва искусства и его творцов от действительности, была чужда критику. Айхенвальд видел в революции силу, разрушившую идеалы кадетской интеллигенции.
Эмиграция

В сентябре 1922 после ареста и содержания в заключении был выслан за границу вместе со многими учёными и писателями. В Берлине (с декабря 1922) читал курс «Философские мотивы русской литературы» в Русской Религиозно-Философской академии; выступал с лекциями и докладами. В конце 1922 выступил одним из учредителей литературного общества «Клуб писателей», принимал активное участие в деятельности созданного в 1924 Кружка друзей русской литературы, член Союза русских журналистов и литераторов в Германии. Сотрудничал в журнале «Новая русская книга», в рижской газете «Сегодня», вёл литературно-критический отдел в берлинской газете «Руль». Выступал с критикой советского режима

Погиб в результате несчастного случая, попав под трамвай.
Википедия