Маргарете Шютте-Лихотски (Margarete Schütte-Lihotzky) (род. 1897) австрийская архитектор.

Маргарете Лихотски родилась в конце XIX века в венской буржуазной семье. Её родители состояли на государственной службе и отличались либеральными взглядами. В 1918 году Маргарете становится первой студенткой венской Школы художественных промыслов (ныне Венского университета прикладного искусства).
В 1926 году Лихотски разработала так называемую «Франкфуртскую кухню», послужившую прототипом встраиваемой кухонной мебели, наиболее распространённой сегодня в странах Европы и Северной Америки. Основываясь на исследованиях американского специалиста Фредерика Тейлора и собственных исследованиях, Лихотски разработала компактную и эргономичную модель кухни.
В 1938 году Лихотски вместе с мужем была приглашена преподавать в Стамбульскую Академию изящных искусств. Вместе с ними в тот же период в Академии преподавал известный архитектор Бруно Таут. В это период Лихотски разрабатывала павильоны для детских садов, основываясь на идеях Марии Монтессори.
В это время Маргарете Шютте-Лихотски уже имела представление о системе научного подхода к затратам времени на рабочем месте и задумалась над тем, как жилищное строительство может сократить затраты труда домохозяйки. Маргарете взяла секундомер, просчитала время, необходимое на разную работу по кухне, и поняла, что вследствие нерационального распределения кухонного пространства у хозяйки много времени теряется даром. Чтобы избежать этих потерь, она и спроектировала свою «франкфуртскую кухню», умещавшуюся на площади в 6,5 кв. м и состоявшую из модульных секций, где не пустовало ни одного квадратного сантиметра.
Она предложила установить над плитой вытяжку и ставить лишённую ножек кухонную мебель на бетонное основание, то есть встраивать её в интерьер, не теряя при этом ни одного квадратного сантиметра. «Проект Греты» — идеальное совмещение функции и формы — по максимуму сохранял энергию и время работающей хозяйки. Эту кухню отличал стандартный, жёстко закреплённый набор мебели: слева — двойная мойка, справа — плита, навесные шкафы со скользящими дверцами, а у короткой стены у окна — рабочий стол. Здесь же — вращающийся табурет и лампа над ним. Кухня была оборудована 18-ю практичными «шюттенками» (нем. Schütte — лоток), представлявшими собой нечто среднее между выдвижными ящичками, контейнерами для хранения припасов и мерными стаканчиками. В своей кухне Шутте-Лихотски установила раздвижные двери, чтобы из кухонной зоны мать имела возможность наблюдать за детьми, находящимися в обеденной зоне.
На этой кухне уже отсутствовала печь — а значит, не нужно было искать место для складирования угля. В ней царила «чистая» техника, работающая на газе и электричестве, которое несмело пробиралось в частные дома, освещая их, разогревая пищу и питая первые бытовые приборы. На «франкфуртской кухне» не было холодильника — он пришёл в Европу только после второй мировой войны. Для хранения продуктов предусматривалась специальная кладовая, в которой, благодаря подаче уличного воздуха поддерживалась прохладная температура.
Несмотря на то, что кухня была крошечных размеров, на ней было удобно работать, ведь мебель и все необходимое впервые располагаются компактно. Именно поэтому модель приобрела неслыханную популярность: в одном только Франкфурте было построено несколько десятков тысяч таких кухонь. Кухня выпускалась в различных размерах и с разной степенью оснащённости. Она стала первым прототипом современных кухонь: встроенная мебель, общие принципы функциональности и экономичного использования пространства.
Шютте-Лихотски была в состве команды немецких и австрийских архитекторов, приглашённых в Советский Союз для строительства новых промышленных городов, например, Магнитогорска. По возвращению из СССР в 30-е годы она много путешествовала по миру, выступая с лекциями по дизайну и строительству детских садов и домов для рабочих.
Будучи коммунисткой и участником австрийского Сопротивления, в 1940 году она была схвачена гестапо и 4 года провела в концентрационном лагере.
Из-за своей приверженности коммунистическим идеям в послевоенные годы Шютте-Лихотски практически не получала крупных заказов и работала в основном над проектированием частных домов.
В начале 80-х её заслуги были высоко оценены, она получила множество призов и наград.

Википедия.