Михаил Семёнович Щепкин, актёр.

Михаил Семёнович Щепкин (6 (17) ноября 1788 село Красное Обоянского уезда, ныне село Алексеевка Яковлевского района Белгородской области — 11 (23) августа 1863, Ялта) — великий русский актёр, один из основоположников русской актёрской школы.
Родился в семье крепостных. Стал выступать (по разрешению своего барина) в частном театре. В 1805 в театре Барсовых. Он начинает в «Зоа» (Мерсье) роль Андрея. В 17 лет выступает уже в Туле, Харькове, Полтаве. Ему не нравилось, что актеры «играют». В 1817 его заметили в Полтаве. Котляревский (драматург) и Волконский (декабрист) начали собирать пожертвования, чтобы «отпустить» Щепкина. В 1822 заметили в провинции. Пригласили в Мск на «прослушивание».
Пьеса Загоскин«Провинициал в столице». Публике нравится. В 1824 он становиться актером МТ. На сцене в это время главенствует Мочалов. Но его игра не заслоняет Щепкина.
Дружил с Герценом, Тургеневым, Островским, Некрасовым. К 40 м сходится с Гоголем. К 30м МТ сохраняет репертуар прежних лет. Вскоре была разрешена комедия «Горе от ума», в которой он играет Фамусова. Щепкин был невысокого роста. Был склонен к полноте.
Мочалов — Чацкий. Они не мешали друг другу, а как бы дополняли. Были разные составы. Но публика любила именно этот.
Очень интересен был его гоголевский городничий. Роль Кочкарева в «Женитьбе» и Утешительный в «Игроках».
Одна из лучших де Лурье «Матрос» . Ему удавались подобные роли, где рассказывалось о жизни простых людей.
Сценическую деятельность начал в труппе Штейна и Калиновского; в 1813 — 21 гг. — актёр полтавского театра под управлением И. Котляревского, который вместе с другими помог выкупить Щепкина из крепостных. После кратковременного пребывания в труппе Штейна дебютировал в 1822 в московском театре (с 1824 — Малый театр), где и остался до конца своей жизни, получив особую славу в драмах Грибоедова и Гоголя.
Закладывает основу в русской театральной школе реалистического таетра. Новое отношение к сцене, к своим партнерам-актерам. Очень много общался с актерами. Училище им. Щепкина — открыл школу при МТ. Его записки — это театральная система. Он много читал других записок (Волков, Дмитриевский). Это помогло ему в создании школы. Отсюда вышли Ермолова, Станиславский. Актеры школы Щепкина потом будут медленно, но верно нести этот профессионализм и в другие театры.
Википедия.